Мы используем файлы cookie. Соглашение об использовании
недвижимостьЦИАН - база объявлений о продаже и аренде недвижимостиhttps://www.cian.ru/help/about/rules-legal/ГородКоммерческая

«Лахта-призрак»: зачем Петербургу еще два небоскреба, если пока не открыт первый?

4 800 2
«Лахта-призрак»: зачем Петербургу еще два небоскреба, если пока не открыт первый?
Первый петербургский небоскреб «Лахта-центр» был достроен в октябре 2018-го, но спустя три с лишним года он по-прежнему официально не открыт. А не так давно было анонсировано строительство еще двух небоскребов в Лахте. Циан.Журнал выяснял, нужны ли они Петербургу и когда откроется хотя бы первый гигант.

Высокий ансамбль

За строительством «Лахта-центра» наблюдал весь город. Петербуржцы охали: вот, его уже видно с набережной, из центра, с Пулковских высот. Несколько лет он рос, обещая горожанам множество новых развлечений, офисные площади, общественные пространства, научно-образовательный центр, открытый амфитеатр, торговые зоны, рестораны с панорамными видами и смотровую площадку. Здание было построено в 2018 году, но до сих пор так и не открылось для горожан.

Тем временем появилась информация о строительстве еще двух небоскребов в Петербурге — предположительно, недалеко от первого. Один из них вырастет над городом на 703 м (для сравнения: высота уже построенной башни — 462 м). 

Визуализация проекта «Лахта-центр 2»/Изображение: пресс-служба «Газпрома»

Это будет спиральная башня «Лахта-центр 2», ее концепция была представлена правительству города в мае 2021 года. Она станет вторым по высоте зданием в мире.

«Высота башни в 703 метра очень-очень символична. Это дань уважения истории — году основания великого города с богатейшей культурой, историей, своим неповторимым характером».

Алексей Миллер,председатель правления ПАО «Газпром»

В декабре 2021 года стало известно о планах строительства третьего небоскреба. «С его появлением на побережье Финского залива сложится гармоничный архитектурный ансамбль из трех современных высотных зданий», — говорится на сайте «Газпрома». Высота постройки составит 555 м.

«Наносит ущерб историческому городскому ландшафту»

Концепции строительства новых небоскребов не выносятся на суд общественности. Это вынуждает градозащитные организации обращаться напрямую к высшему руководству страны.

31 января открытое письмо министру иностранных дел Сергею Лаврову написал Сергей Горбатенко, вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС Россия.

Эксперт по наследию называет планы строительства еще двух зданий «войной, объявленной Петербургу». По его мнению, «апелляции к имени Петра Великого в год его 350-летия, равно как и к архитектурным традициям созданного им города, представление небоскребов их продолжением иначе как бесчинством назвать нельзя». Сергей Горбатенко напоминает, что ЮНЕСКО уже высказывала сожаления относительно строительства «Лахта-центра».

«После того как небоскреб был возведен и нанесенный им вред стал очевидным, в 2019 году совместная международная миссия ЮНЕСКО и ИКОМОС заявила: «Башня […] видна из нескольких важных видовых точек в историческом центре Санкт-Петербурга и тем самым наносит ущерб историческому городскому ландшафту».

Из открытого письма Сергея Горбатенко Сергею Лаврову

Сергей Горбатенко просит министра иностранных дел обратить внимание экспертов ЮНЕСКО на высотную застройку Петербурга на юбилейной, 45-й сессии Комитета всемирного наследия, которая пройдет летом 2022 года в Казани. «Прошу Вас […] обратиться к Президенту Российской Федерации с просьбой указать г-ну Миллеру, равно как и администрации Санкт-Петербурга, на недопустимость жестоких градостроительных экспериментов над городом, высочайшая ценность которого является международно признанной», — завершает письмо вице-президент Научного комитета по культурным ландшафтам Национального комитета ИКОМОС Россия.

Мы спросили мнения архитекторов и урбанистов: хорошо это или плохо — три небоскреба в городе-памятнике?

Новый морской фасад

Идею создания в Петербурге делового центра эксперты поддерживают, считая, что это пойдет на пользу городу. «Если в новых объектах будет реализован многофункциональный подход и там можно будет работать и отдыхать, появятся не только офисы, но и отели, ритейл, смотровые площадки, дополнительная транспортная инфраструктура, то они будут востребованы», — уверен Сергей Никешкин, генеральный директор архитектурного бюро «Крупный план».

Эксперт видит триаду небоскребов новым морским фасадом города: именно на «Лахта-центр» и вантовые мосты открывается красивый вид с воды. И три небоскреба тут будут смотреться не хуже, чем один.

справка

«Лахта-центр» — ультрасовременный комплекс площадью 400 тыс. кв. м […] на берегу Финского залива. Офисные пространства комплекса займут структуры группы «Газпром», порядка трети площадей отведено под концептуальные общественные пространства: открытый амфитеатр, пешеходная набережная, обзорная площадка, концертный зал-трансформер, детский научно-образовательный центр с планетарием, панорамные рестораны и галереи.

Информация пресс-службы «Лахта-центра»

С этим мнением соглашается и Валерий Трушин, руководитель отдела исследований и консалтинга IPG.Estate: «Для дальнейшего развития необходимо рассматривать Санкт-Петербург не только как музей, но и как второй бизнес-город России с огромным потенциалом для роста. Проект “Газпрома” не затрагивает историческое наследие, и его развитие в отдалении от центра — логичная практика». Он уверен, что на сегодняшний день это самое технологичное и инновационное здание в стране, а практику строительства таких проектов стоит масштабировать по всей России.

Скорее позитивно оценивает первый небоскреб в Северной столице основатель AI Studio Антон Хмельницкий. Он замечает, что Петербург не остановился в своем развитии, как, например, Венеция. И появление в Петербурге крупных компаний, современных штаб-квартир и новых «магнитов» для туристов — это хорошо прежде всего для самого города.

Они хотели бы жить на Манхэттене

Но одно дело — доминанта. Совсем другое — три небоскреба, один из которых собирается стать (если будет построен) вторым по высоте зданием в мире. Выше него — только дубайский «Бурдж-Халифа». Он обгонит и малазийских, и китайских рекордсменов высоты.

Аналогов нет ни в одном историческом городе Европы, самым высоким зданием которой является как раз «Лахта-центр 1». Впишется ли второе по высоте здание мира в канву Петербурга — города-памятника, славного своей исторической архитектурой?

«Одна доминанта, уже построенный "Лахта-центр", гораздо сильнее как iconic building с точки зрения города. Есть города, где физически отсутствуют площадки для нового строительства и создание ультравысоких небоскребов оправданно (как, к примеру, в Гонконге), а есть подход Дубая, где высота — это символ города. И для Петербурга, считаю, один высотный символ уже выполняет эту роль».

Антон Хмельницкий,основатель AI Studio

Эксперты сравнивают деловые районы разных мегаполисов, пытаясь примерить на Петербург опыт «Москва-Сити» или нью-йоркского Манхэттена. Получается так себе.

Визуализация проекта «Лахта-центр 2» в панораме города/Изображение: пресс-служба «Газпрома»

Строительство небоскребов в Петербурге с учетом его грунтов — очень сложная техническая задача, поясняет Джон Марк Кланси, основатель Clancy Engineering. Создание такого проекта должно быть обосновано с экономической точки зрения — например, как в «Москва-Сити» или любом другом районе высотных деловых центров, где грунты прочнее, транспортная доступность лучше, а инфраструктура более развита.

«Санкт-Петербург далек в этом аспекте от Манхэттена или Гонконга. Поэтому небоскреб в этом случае имеет больше символическое значение», — подытоживает эксперт.

Вопросом экономического обоснования для создания в Петербурге Манхэттена задается и Антон Хмельницкий. По его словам, если такая необходимость есть, это куда важнее проблемы архитектуры башен. Но тогда на первый план выступают экономические и социальные факторы, надо учитывать транспортную доступность проекта. А об этом петербуржцы почти ничего не слышат.

Когда откроется «Лахта-центр»?

«Лахта-центр» был достроен несколько лет назад, но открытия до сих пор не было. Горожанам не удастся попасть в общественные пространства, на обзорную площадку или в ресторан с уникальными видами. По официальной информации — была заминка с проведением отделочных работ, сейчас они вовсю ведутся и открытие не за горами.

«В настоящее время в комплексе «Лахта-центр» продолжаются работы по отделке и обустройству помещений, а также благоустройству прилегающих территорий. Дата открытия будет определена после завершения работ».

Пресс-служба «Лахта-центра»

По неофициальной информации — проблема не в отделке, а в том, что городская инфраструктура, в первую очередь транспортная, не готова к открытию такого масштабного проекта.

«За счет своих подрядчиков “Газпром” построил башню в срок, выполнив эту работу качественно. Задержки случились в вопросе строительства транспортной инфраструктуры, за которую ответственен город. Когда инфраструктура запустится, проект заработает в полную силу», — комментирует Валерий Трушин.

Сами горожане высказываются в соцсетях и на неофициальных сайтах, посвященных строительству небоскреба, более жестко: «Вокруг самой Лахты строят развязки и дороги, туда даже не подьехать сейчас, всё разворочено… Учитывая, что по развязкам еще и конь не валялся, скорее всего эти работы закончат через полтора–два года», — предполагает петербуржец Алексей.

Сегодня основной путь из других районов города к «Лахта-центру» лежит по Приморскому шоссе, которое соединяет с центром западную часть Приморского района, которая активно застраивается. Если открыть небоскреб сегодня, шоссе встанет.

Расширить «бутылочное горлышко» — задача, которую сейчас решает город. В помощь Приморскому шоссе для перераспределения транспорта было решено продлить на восток улицу Южную: она обойдет озеро Лахтинский Разлив и соединится с Шуваловским проспектом. Фактически она должна стать дублером Приморского шоссе. 

Но что-то пошло не так: подрядчик не торопится достраивать объект, который уже должен быть сдан. «Предварительно летом возобновится строительство улицы Южная, если к этому времени удастся согласовать выполнение работ с АО «ИНТЕР РАО-Электрогенерация». На сегодняшний день ее строительная готовность составляет 56%», — сообщает Комитет по развитию транспортной инфраструктуры.

Но строительство вокруг самого небоскреба ведется активно. Как пояснили Циан.Журналу в пресс-службе «Лахта-центра», объекты дорожной и транспортной инфраструктуры, предназначенные для связи комплекса с городской улично-дорожной сетью, строятся с привлечением средств городского бюджета, федерального софинансирования и ПАО «Газпром».

Изображение: пресс-служба «Лахта-центра»

Во-первых, сейчас к небоскребу достраивается два новых съезда по четыре полосы движения — с шоссе и улицы Савушкина, рассказали Циан.Журналу в Комитете по развитию транспортной инфраструктуры. На начало января их строительная готовность была около 70%.

Согласно условиям госконтракта, работы должны завершиться не позднее ноября 2023 года, но благодаря федеральному финансированию в комитете надеются завершить строительство и открыть движение в декабре 2022-го. Во-вторых, уже за свой счет город строит рядом с небоскребом подземный переход.

Также в планах — строительство трассы М49, которая от Лахты пойдет на север к ЗСД, и магистрали М32, которая соединит Приморское шоссе с будущей трассой М49.

Опираясь на эти вводные, открытия «Лахта-центра» стоит ждать в 2023–2024 годах, полагает Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management.

В необозримом будущем

Учитывая сложности, которые возникли у города с подключением к городской транспортной сети первого небоскреба, сложно сказать, как и в какие сроки Петербургу удастся обеспечить аналогичную доступность еще двум гигантам.

«Строительство новых башен определенно потребует дополнительной транспортной инфраструктуры, причем не только строительства метро или автобусных остановок, но и, возможно, линии высокоскоростных поездов для обеспечения междугородного трафика в деловом центре, — считает Джон Марк Кланси. — Транспортная инфраструктура в данном случае не может быть недостаточной».

Его поддерживает и Ольга Шарыгина: «Понадобятся дороги для автомобилей, метро или легкорельсовый транспорт, чтобы обеспечить доступность. Водный маршрут тоже не помешал бы».

Готов ли город к многолетнему продолжению строительства инфраструктуры в этой локации — вопрос открытый, особенно если вспомнить, что в Петербурге есть много других проблемных районов, которые очень ждут дорог, развязок и станций метро.

Подписывайтесь на Циан CRE в Telegram

Комментарии 2
Глеб Панов
8 февраля 2022, 17:16

Властям надо определиться, что они хотят? Сохранить Петербург или отстроить "Дубаи"? Я за первое, наш город уникален, а денег на эти башни хватило бы на нормальное поддержание старого фонда и строительство нового, которое бы не выпадало бы из общего стиля города. Есть ощущение, что всё это строительство вообще не продумано и больше необходимо для того, чтобы потешить чье-то самолюбие.

Ответить
Александр9 февраля 2022, 17:07

пока этот небоскрёб не открыли и не забили под завязку, какой смысл думать о других. может даже этот не будет работать в полную силу

Ответить
Сейчас обсуждают
редакцияeditorial@cian.ru