Мы используем куки-файлы. Соглашение об использовании
Город

«Развивать территории ― это не просто класть плитку»: прогулка по набережной с Алисой Прудниковой

Михаил Волокитин, Юля Овчинникова30 октября 2020 3 678
2021-04-27T15:03:29.280000+00:00
«Развивать территории ― это не просто класть плитку»: прогулка по набережной с Алисой Прудниковой
Как выставки современного искусства меняют Екатеринбург

Алиса Прудникова, руководитель стратегических проектов Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и комиссар Уральской индустриальной биеннале, переехала из Екатеринбурга в Москву в 2016-м году, но все равно старается бывать на Урале. На прогулке она рассказала, как меняется пространство, если не следить за ним постоянно, объяснила, почему не любит Плотинку, а также вспомнила, как ходила в школу мимо бесконечных бетонных заборов, хотя и училась в самом центре города.

Дорога в элитную школу сквозь заборы  

В девяностых на улице Девятого Января — нынешней Бориса Ельцина —  было очень депрессивно. Все дело в бесконечных заборах, которые тут стояли. На моих глазах сначала долго сносили старые деревянные дома ―  остатки Ссыльной слободы, расположенной на месте нынешнего сквера, ― потом строили Театр Драмы, и поэтому постоянно огораживали пространство. 

Через все эти стройки лежал мой путь от дома до школы, а училась я в девятой гимназии — первом учебном заведении, открывшемся на Урале в 1861-м году. Я очень горжусь своей школой и ценю все, что связано с историей здания: слухи о подземных коридорах, ведущих к Усадьбе Расторгуева-Харитонова, нашу чугунную лестницу с отшлифованными годами ступеньками и огромные деревья напротив крыльца.

Правда, сегодня ни лестницы, ни деревьев уже нет. Когда сейчас захожу внутрь здания, вижу просто новую классную гимназию с хорошим ремонтом. Так что ностальгирую только по образу, связанному с той самой чугунной лестницей, и по людям: с некоторыми учителями мы теперь вместе работаем, а с одноклассниками дружим после выпуска. Помню, как вместе бегали по Набережной Рабочей Молодежи, где у нас проходила физкультура, и асфальт был размечен отсчетом стометровок.

Большая подделка в центре городе 

Сегодня на набережной приятно просто прогуляться. Мне нравится здешний дом купца Пшеничникова ― в школьные годы, когда в нем располагался Дом Мира и Дружбы, я учила в нем чешский язык. Также Дом Главного горного начальника ―  одно из самых любимых классицистических зданий города. Хотя я никогда не была внутри, мне с детства был симпатичен фасад этого дома со своими благородными белыми колоннами.    

В то же время я ужасно не люблю Плотинку ни в старом, ни в новом виде. Это место у меня ассоциируется с концертами какой-нибудь Надежды Кадышевой, салютами и громкими конкурсами на лучшие блины. Поэтому здесь постоянно присутствует ощущение подделки,  так как все эти мероприятия будто бы лишены искренности. Однако, тут же мне симпатичен музей ИЗО со своей нетипичной архитектурой и большим панорамным окном.

Еще одна ценная точка ― парк вокруг стадиона «Динамо». Помню, как пошла туда после спектакля «Ромео и Джульетта» в Коляда Театре, когда они еще находились в малом зале Драматического. В моем молодом сердце тогда что-то перевернулось, и я накручивала свои переживания, гуляя по аллеям. С тех пор приходить в него каждой осенью стало для меня классной традицией и внутренней терапией: гуляю, шуршу опавшей листвой и думаю.

Кто мы, откуда, куда мы идем? 

По дороге к «Динамо» есть еще одно важное для меня место — здание Приборостроительного завода, ставшее площадкой для четвертой Уральской индустриальной биеннале. Несмотря на то, что всю свою жизнь я проходила мимо него, никогда не думала, что внутри может быть завод, пока мы не начали там работать. Мне казалось, что в самом центре города стоит, скорее, офисное здание или больница.

Кто бы мог подумать, что таким будет ответ на вопрос: «Кто мы, откуда, куда мы идем?»

А оказалось, что у этого места просто поразительная история: если зайти во двор, то мы обнаружим здание, которое начали строить еще в 1930-е годы, чтобы перенести в него библиотеку имени Белинского. Но когда началась война, вместо нее сюда эвакуировали московский «Завод №241». После окончания военных действий перевозить сюда библиотеку было уже нельзя, потому что в цехах использовались химикаты. Но в 2017-м здесь прошла биеннале, и здание словно выполнило свою первичную культурную функцию.

На мой взгляд, завод и дальше мог ее выполнять: там можно было бы обустроить целый культурный центр. Расположение в самом центре города и двор, напоминающий отдельный квартал, отлично бы для этого подошли. Но история закончилась еще более необычным способом ― строительством храма на этом месте. Кто бы мог подумать, что таким будет ответ на вопрос: «Кто мы, откуда, куда мы идем?», заданный Тимофеем Радя своей инсталляцией на крыше завода.

Современное искусство, которое «строит» город 

Сейчас мы выбираем площадку для следующей биеннале, которая пройдет осенью 2021-го года. Тему «Время обнимать и уклоняться от объятий» мы выбрали еще до пандемии и оказались невероятно точны, учитывая новый контекст. На выставку будет интересно прийти тем, кто хочет проанализировать свой опыт, полученный во время карантина: современное искусство особенно подходит тем, кто чувствует какое-то несовершенство мира и пытается в этом разобраться.  Также у нас можно будет узнать, чем живет большой мир, почувствовать «нерв» общества, потому что мы вновь привлечем художников и кураторов со всего света, чтобы поговорить с ними о современности.

Развивать территории — это не просто класть плитку, красить фасад и строить школы, а еще осмыслять пространство и самих себя

На протяжении десяти лет нашей работы мы всегда старались делать программу биеннале интересной и для профессионального сообщества, и для обычных людей, особенно не заинтересованных в современном искусстве. Для этого мы говорим об этом на доступном и вовлекающем языке и, учитывая, что с каждым годом число посетителей растет, это у нас получается. 

Кроме того, благодаря эффекту биеннале мы можем наблюдать и активное изменение нашего города. Развивать территории — это не просто класть плитку, красить фасад и строить школы, а еще осмыслять пространство и самих себя. Так наш проект становится двигателем большого количества других культурных процессов. Например, именно биеннале сделала конструктивизм модной темой. После нашего спецпроекта на Белой Башне, когда художник Матьё Мартэн вернул ей исторический белый цвет и убрал рекламные объявления, горожане сами активизировались с ее защитой. Арх-группа PODELNIKI занялась реконструкцией, туда начали водить экскурсии, теперь мы все читаем про их успехи

Быть  уральцем ― значит быть деятельным и ответственным 

Для меня уральская идентичность ― это, прежде всего, история о создании нового и о принятии ответственности. Как раз умение что-то делать и отвечать за это ― наше базовое качество, из которого выходят категории свободы, героя и труда. Если описывать все это одним словом, подойдет термин «индустрия». Но это не просто равно заводу и зависимости от него, а равно самому «производству» и «деланию», например, той же культуры. Так что наша «уральскость» не ограничивается камнем или ржавым железом, она гораздо шире и разнообразнее. То же, на мой взгляд, и в архитектуре: узнаваемость наших городских построек заключается, прежде всего, в их разнообразии, в смешении самых разных стилей.

С такой сложной идентичностью мы знакомим кураторов биеннале из Европы и США: сначала посредством портфолио художников, личных встреч и разговоров, потом с помощью обычного «погружения» в город — походов в бары, клубы, рестораны и разные культурные институции. Например, на третьей выставке мы часто ужинали в «Фабрике кухни», на четвертой ходили в «Гастроли», «Крабы, гады и вино». Куратор же пятой биеннале Шаоюй Вэн, которая сама прекрасно готовит и собирает рецепты многовековой давности, ходила с нами обедать в столовую Уральского оптико-механического завода. Кстати, во время монтажа выставки вообще нет ничего лучше макарон с котлетами. 

Во время отъездов в Москву я сама скучаю по тому, как зависала с друзьями в наших заведениях до трех часов ночи. Меня ведь впервые не было в Екатеринбурге так долго: сначала в марте закрыли все границы, потом я не приезжала из Москвы, чтобы не заразить маму. И вот, наконец, я вернулась спустя полгода. Теперь замечаю, что в городе меньше пустующих мест, больше заведений. Но самое главное, я вижу людей, которые постоянно улыбаются, а значит, здесь становится так же, как там, куда когда-то хотелось бежать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

#город#личный опыт
городличный опыт
Сейчас обсуждают
Аноним
28 марта 2024
редакцияeditorial@cian.ru